19 ноября 2015 г.

Шапка - шлем "Старая сказка".



Очень давно я мечтаю научиться вязать на спицах. Да, что-то уже умею, но это азы. У меня всё ещё возникают проблемы с некоторыми вещами. Например, шапка - шлем! О, это отличная вещь - всё прикрыто, тепло, красота. Только вот попасть в размер - это не так просто, как кажется!



Начнем с того, что я посмотрела довольно много МК по аналогичным шапкам в сети. И ни один из них меня не привлёк. Во-первых, их не много и выбирать особенно не из чего. Во-вторых, далеко не все из них описаны так, чтобы было понятно новичку. Ну и в третьих, мне они просто не нравятся (да простят меня авторы).

В общем, пришлось самой изобретать велосипед. Не скажу, что идея моя кардинально отличается от всех других - это вообще мало о каком предмете гардероба можно сказать. Однако же, я сделала всё это сама и могу в какой-то степени гордиться собой и ставить в уголочке так раздражающую некоторых людей надпись "авторская работа".


А сейчас, собственно, я собираюсь рассказать, как я ее связала. Но, у меня есть несколько оговорок - предупреждений.

Например, я не стану тратить ни своё, ни ваше время на непосредственную технику вязания (как вязать укороченные ряды, как набирать петли и т.п.). Уроков по технике в интернете - море! Я просто дам вам ссылки на те материалы, по которым училась сама. Кто-то из вас и так уже всё это умеет, а кто не умеет - сможет изучить, перейдя по ссылке. Тут всё ясно.

А вот самый главный момент, который я хочу оговорить, касается размеров! Я в самом начале уже сказала, что попасть в размер труднее, чем кажется. И хоть я привожу ниже и все материалы, и все свои расчеты, это не застрахует вас от ошибки! Размер головы вашего ребёнка, плотность вашего вязания, свойства пряжи - всё это может отличаться от того, чем располагала я. Поэтому я настоятельно рекомендую связать образец и провести на нем ВТО, а затем пересчитать все мерки под себя! Это будет не сложно, т.к. вам придется лишь вместо моих цифр подставить свои.

Ну и последнее - пресловутые права на авторство. Ну просто, чтоб потом без эксцессов: в самом конце поста у меня всё сказано - кому и что можно, кому и что нельзя.

А теперь я пожелаю вам удачи и лёгких петелек!

Шапочка - шлем "Старая сказка". Описание:


Нитки на фото. Это мой первый опыт с ней. На ощупь пряжа мне понравилась. Вязала я в две нити, т. к. хотела плотное полотно. На всю затею у меня ушло почти 80 гр. пряжи основного цвета. Ещё я добавляла немного белой Baby Wool от Alize и горсть бусин. Спицы: 3,0, 3,5, 4,0 и 4,5 мм.


Образец вяжу на 25 петлях (23 п.+ 2 кром.). Итальянский набор и 4 р. полой резинки спицами 3,0 мм. Сменив спицы на 3,5 мм, перехожу на резинку 2*2 и вяжу 6 р. Общая высота резинки выходит около 3 см., ширина 10 см. (растягивается до 14 см.). Основной узор вяжу спицами 4,5 мм., его ширина 12,5 см.


Объем головы 48 см. (2 года). Глубина шапочки, по идее, 17,5 см. Однако, передо мной уже лежит один печальный опыт шапки-шлема, поэтому мерки сниму по нему с учётом исправления своих ошибок. Вам так же советую - постоянные примерки!

Для лучшего понимания надо описать как будет вязаться шапка - общий план, так сказать. Сначала я свяжу чепчик, потом наберу по нижнему краю петли для горлышка и, наконец, закончу это всё манишкой. Кажется, просто. 

Итак, для начала мне понадобится набрать 23п/10см*45см-3см=96,6. Округляем до 96 (т. к. раппорт резинки 2*2 кратен 4).
Ну расчет тут стандартный. 23 п. в провязанном образце, 10 см. его ширина, 45 см - это мерка овала лица, 3 см отнимаем для лучшего облегания головы. 

Теперь нам нужно все эти петли набрать. Как я уже говорила, это будет  итальянский набор (он же эластичный набор или машинный край, кто как привык называть). Поучиться этому способу можно, посмотрев замечательный видео - урок Натальи Кошельковой: 


Набираем на спицы 3,0 мм. У меня это чулочные бамбуковые спицы. Дешевые, куплены на eBay. Но следует отдать им должное - гладкие, нить не цепляют, но скользит она по ним не так хорошо, как по металлическим, что я отношу к их плюсам. 



Петель набирать нужно довольно много, поэтому на один конец спицы я надену ограничитель, чтобы петли ненароком не слетели. Дальше поступаю так же как в видео уроке. Там, конечно, об этом говорится, но не лишним будет повторить: надо быть предельно внимательными, чтобы петли не перекрутились!


Когда 4 круга полой резинки провязаны, я перехожу на спицы 3,5 мм. с длинной леской буду вязать резинку 2*2. Вязать буду по кругу способом, который мне известен под названием "Magic Loop" (можете погуглить). При провязывании первого ряда резинки 2*2, петли полой резинки я буду менять местами. Этот метод можно изучить тут: 



Резинка готова и теперь начинаем вязать верх по принципу чепчика. Честно говоря, я не знаю способа как правильно рассчитать глубину чепчика. Все мои расчеты сейчас основываются на одном уже неудавшемся головном уборе. Как показал мне мой горький опыт, высота полотна от края резинки до затылка должна равняться 11-13 см.. Так и буду вязать. Но для начала, мне нужно отложить на булавку петли, которые "пойдут на подбородок". Здесь мне понадобится всего 3 см., т. е. 23п/10см*3см=6,9. В угоду раппорту я округлю это число до 8 петель.

UPD: Уже позже я нашла один пост, где описывается принцип построения выкройки для чепчика исходя из объема головы. Мной лично данный способ пока не опробован, но я приведу здесь ссылку на него для тех, кому это может пригодиться.

Ах да, и спицы нам тоже нужно поменять! Основной узор я вяжу на 4,5 мм. Ещё нужно рассчитать количество петель для основного полотна. У нас было 42 см., 3 см. мы отложили на подбородок. В работе остается 39 см. Плотность основного узора 23 п. на 12,5 см.. Теперь посчитаем как и с резинкой: 23п/12,5см*39см=71,76. Раппорт узора у меня так же кратен 4, поэтому округлим полученное число до 72 п.

При вязании резинки в работе было 96п., 8 из них мы отложили на булавку, осталось 88п. Посчитаем убавки: 88п-72п=16 петель нам следует равномерно убавить.

В последний момент я захотела добавить в свою шапочку цвета. Решила, что это будет белый. С его помощью я свяжу декоративные элементы "зубчики".

Пряжа отличается от основной по толщине, хотя и не сильно. Вязать ею буду так же в две нити. Но только дополнительным цветом я буду вязать не основной узор, а лицевую гладь, а значит плотность будет отличаться в большую сторону. Чтобы уменьшить эту разницу, для декоративных элементов я возьму спицы на пол номера тоньше - 4,0мм.

Тут давайте прямо подробно. Это нужно прежде всего мне самой, чтобы потом не забыть.
Вот мы довязали до конца 6-го р. резинку. Меняем спицы на 4,0мм. Вяжем на 88 петлях все лицевые, делая 16 убавок.

Небольшой нюанс! Т. к. ряд у меня начинается с двух изн. п., то одну из них я провяжу, но считать не буду. Точно так же в конце ряда я оставлю недовязанными не 8, а 7 петель. Таким образом мы сместим петли для симметрии узора под подбородком.


Убавки я делала каждые 5 и 6 петель, примерно. Говорю "примерно", потому что иногда я смещала эти убавки на одну петлю вправо или влево ради того, чтобы сами убавки не бросались в глаза. Не довязав до конца ряда 7 п., я откладываю их на булавку и еще к ним добавляю одну петлю от начала ряда (помните, про наш нюанс?).


Теперь поворачиваем работу и вяжем изн ряд той же нитью. В следующем р (лиц р) добавляем белую нить и вяжем чередуя цвета: *1 лиц белая, 1 лиц красная* до конца ряда. Следующие три р вяжем белой нитью (остановились на изн р). Лиц р вяжем "зубчики": *две лиц вместе, накид* - повторять до конца р. Изн р все петли и накиды провязывать изнаночными. Затем еще 2 р белой нитью (закончили изн р). 

Вот такая вышла полосочка с дырочками. Если сложить пополам, то будут симпатичные зубчики.


Вид с изнаночной стороны. 


Фиолетовой линией я обозначила первый ряд, который мы полностью вязали белой нитью - первый ряд нашей рюши. А зелёными точками - вершинки петель предыдущего ряда. Вот за эти вершинки мы и будем цепляться, чтобы закрепить рюшу.

Закончили мы, как помнится, изнаночным рядом. В лиц р нужно закрепить "зубчики": подхватывайте с изнанки петли того ряда, где мы вязали петли поочередно красным и белым, и провязывайте их вместе с петлями последнего ряда. Украшение готово.



Теперь возвращаемся к основному цвету и вяжем основным узором до нужной высоты. Спицы 4,5 мм.

Основной узор простой. Раппорт кратен 4 п. и 4 р.
1 р (лиц): *2 лиц, 1 накид, 2 лиц, протянуть их через накид* повторять до конца ряда
2 р (изн): все петли изн.
3 р: *накид, 2 лиц, протянуть их через накид, 2 лиц* повторять до конца ряда
4 р: все петли изн.


Связав полотно общей высотой 13 см (измеряет от края резинки, у меня это 23 р), делим петли на 3 части: 72/3=24п. Совет: если петли делятся на 3 поровну - хорошо; если в остатке остаётся 1 п - добавляем ее к средней части; если в остатке 2 п - прибавляем их по одной к каждой из боковых частей.



Начинаем вывязывать затылочную часть по принципу пятки. Начинать надо с изнаночного р. Сначала следует провязать все петли первой части (24п), а затем *вяжем петли средней части, не довязав одну (23п). 


Одну недовязанную п средней части вяжем изн п вместе с одной п третьей части. Поворачиваем работу лицевой стороной к себе.


Первую п снимаем не провязывая и подтягиваем ее на спице потуже. 


Вяжем по узору до конца средней части (23п вместе со снятой), последнюю п снимаем как лицевую, следующую п (это уже п боковой части) вяжем лицевой и протягиваем через снятую п. Поворачиваем работу, первую п снимаем не провязывая, подтягиваем потуже и повторяем от *. 


Для наглядности снова обратимся к видео - уроку (автор - Романова И.П.):



Провязав таким образом половину п с боковых частей, начнем попутно делать убавки для сужения затылочной части. Делаем убавки только в лиц р. Сначала через раз, а к концу в каждом лиц р. Убавляем всего 12 п.


Вот еще один нюанс! Я убавила на средней части половину петель. И тут я советую сделать первую примерку. Посмотрите, проходит ли голова ребёнка в шапочку, да и вообще, как сидит шапочка. Если отверстие слишком узкое, то в средней части можно убавить не половину всех петель, а меньше.

Теперь переходим к горловине.
Мы закончили вязать затылочную часть на изн стороне. На лиц стороне у нас осталась не закрытой одна кром. п боковой части. Её мы пока не трогаем и закроем ее в следующем ряду, чтобы не было потом дырочек. Поворачиваем работу к себе лицом и далее вяжем всё время по лицу. Меняем спицы на 3,5 мм и начинаем горловину. 

Важно! Кроме того, что мы провяжем открытые петли затылка, мы будем набирать новые петли по кромочным п сначала одной боковой части, потом поднимем отложенные на булавку п подбородка, а потом доберём п по кром п второй боковой части. Рисунок резинки при этом не должен пострадать. Рисунок резинки у нас уже есть на петлях подбородка. Поэтому, лучше всего заранее посчитать сколько наберётся петель и прикинуть с какой петли (изн или лиц) начинать ряд, чтобы дойдя до подбородка попасть в узор.

И ещё. Лично я набирала петли из кромочных, вводя спицу не под стенки самой кром п, а в середину её ножки. Так я избегаю образования дырочек.


А вообще, уже сейчас, ища способ наглядно показать вам как я набирала петли из кромочных, я наткнулась на такое вот видео той же Романовой И. П.:


В видео показано аж три способа набора петель по краю кромочных. И самое важное и новое, что я для себя узнала, так это то, что для того, чтобы край не стягивался, из двух кромочных следует набирать три петли! Когда вязала шлемик, я этого ещё не знала. Обидно. В следующий раз обязательно попробую такой вариант.

Первую п снять не провязывая, далее на открытых петлях затылка вяжем резинку 2*2, последние 2 п. (помните, что одна из них - это последняя незакрытая кром п боковой части, которую мы на время оставили - я писала об этом выше) вяжем так: одну снять как лиц, вторую провязать изн и протянуть её через снятую п и продолжить резинку по узору. Когда закончатся открытые п, продолжаем вязать по краю, набирая новые п из кромочной -  из каждой кромочной по одной п.. Дойдя до открытых петель на подбородке, одеваем их с булавки на спицу и провязываем по рисунку, затем продолжаем набирать п по второй боковой части. У меня получилось 52 п.


Тут нужно учесть два момента. Во-первых, нужно снова сделать примерку: голова ребёнка должна проходить в это отверстие. Во-вторых, количество набранных петель должно быть кратно четырём.

Что делать, если не так? Если количество петель не кратно четырём, то нужно просто набрать недостающие петли (если п нужно прибавить больше одной, постарайтесь распределить их равномерно по всей окружности, а не прибавлять в каком-то одном месте). Если голова ребёнка не проходит или проходит с большим трудом, причиняя дискомфорт, то необходимо распустить часть затылка и сделать там меньшее количество убавок, таким образом увеличив ширину отверстия (об этом я уже упоминала).

У нас голова проходит (с небольшим усилием, что является, опять же, плюсом, потому что шапочка очень хорошо облегает голову и шею) и количество петель кратно четырем, поэтому я просто продолжаю вязать по кругу резинку 2*2 на высоту  5 см в моем случае.

Кокетка.

Кокетку я решила вязать не регланом, а укороченными рядами. Такую форму я подсмотрела у покупного шлемика старшей дочки.

Для начала я сделаю небольшое расширение - перейду с резинки 2*2 на резинку 2*4. Для этого провяжу ещё четыре ряда. В первом  р в каждой группе из изн п после второй изн п сделаю обратный накид (нить набрасываем на спицу движением к себе). В след р провяжу эти накиды изн скрещ п. В третьем р в каждой группе из изн п сначала сделаю обычный накид (нить набрасываем на спицу движением от себя), а затем провяжу оставшиеся изн п. В следующем р накиды провяжу изн п. Таким образом я прибавила 26 п и теперь у меня 78 п в р.




Далее вяжем кокетку укороченными р. Как вязать укороченные р хорошо показано в этом фото-уроке (источник): 


От меня один только совет: делайте накиды потуже. 

Перед тем как вязать кокетку, разделите петли горловины ровно пополам. Т. е. находим серединки правого и левого плеча и отмечаем их. Начнём с вывязывания спинки. Для этого вяжем все п ряда по узору, не довязав до маркера на правом плече три петли, поворачиваем работу, делаем накид и вяжем по изн стороне. Таким образом, с каждой стороны спинки мы оставляем непровязанным следующее количество петель: -3, -2, -2, -1, -1, -1, -1, -2, -2, -2. 



Вязание укороченных р заканчивается в изн р. Теперь, по лиц стороне начинаем вязать все п спинки, продвигаясь к переду. Не забываем провязывать накиды вместе с соседними п для закрытия дырочек. Дойдя до маркера на правом плече переходим к вывязыванию переда. Вяжем п переда и не доходим до маркера на левом плече три п, поворачиваем работу, накид и далее вяжем как и спинку. Одно отличие - п здесь не провязываем следующим образом: -3, -2, -2, -1, -1, -2, -2, -3. 
И снова, закончили последний укороченный р на изн стороне. Поворачиваем на лицо и провязываем все петли по кругу - не забывайте провязыват накиды с соседними п вместе. 

Ну вот, как только провязали все накиды, кокетка почти готова. Здесь уже можно закрывать петли. Лучше сделать это методом Дженни (эластичный край), чтобы не стягивалось. 

Однако, когда я попробовала этот способ, то он показался мне очень грубым. Да, край эластичен, но не эстетичен, особенно, учитывая, что вяжу я в две нити.
Поэтому я решилась на машинный край. Для этого провязала по кругу два р резинкой 1*1, а потом закрыла петли иглой. Как это делается, можно увидеть в видео уроке (автор - Любовь Зыкова):





Совет: Если не знаете, какой длины оставить нить для закрытия п, то возьмите крючок того же номера, что спицы или чуть больше и наберите им прямо рабочей нитью цепочку из вп. Количество вп, которое надо набрать, от половины до 2/3 количества всех петель на спицах (тут от толщины нити зависит). Этого должно вполне хватить, чтобы закрыть все петли. 

Когда я закрыла свои петли, то решила, что в другой раз попробую в последнем р, перед резинкой 1*1 добавить в каждый раппорт ещё по одной п для большей свободы края. Мне же мой край пришлось немного растянуть, благо такой способ закрытия петель это позволяет. 



Теперь контрольная примерка. Сидит идеально! Значит, можно заправлять все концы нитей и украшать! Кстати, заметили ли вы: этот шлем связан без единого шва или обрезания нити, а значит у нас минимум концов для заправления! Снова плюс :)

Вот и все!

Узнать как связать эти замечательные бантики вы можете в отдельном мастер-классе.




Я желаю вам удачи и легких петелек!










Все права на материалы, включая фотографии и тексты, размещенные на сайте http://oglezneva.blogspot.com, принадлежат владельцу и администратору сайта – Валентине Оглезневой (если явно не указано иное).
Любое копирование текстовых материалов сайта запрещено вне зависимости от целей использования. Пользуйтесь активными гиперссылками на интересующий вас материал.
Любое копирование фотографий и изображений, размещенных на сайте, в некоммерческих целях разрешено только с установкой активной гиперссылки на http://oglezneva.blogspot.com и указанием авторства, без модификации, без использования в составе сложных объектов.
Любое копирование и использование фотографий и изображений в коммерческих целях возможно исключительно с письменного разрешения владельца и администратора сайта Валентины Оглезневой.

1 комментарий :